Давно хочу написать о таком явлении, как захват коллективной болью или присоединение к травме. Явление это очень распространенное, но редко осознаваемое.
В основном, с ним имеют дело сверхчувствительные и эмпаты, но в последнее время все больше людей ощущают, что проживают будто бы не свои чувства — настолько велики и интенсивны их объемы.
Как это ощущается? Например, при внешнем довольно благополучном контексте без видимых причин человек внезапно падает в тревогу, разливающуюся густой смолой по пространству. Или в страх, рассекающий воздух, от которого буквально перехватывает дыхание, тело инстинктивно спазмируется и сжимается, будто пытаясь найти укрытие… или ощущение тотальной бессмысленности происходящего и нежелание жить. Слабость, сильнейшая апатия, туман в голове, общий депрессивный фон, приступы тоски и печали на ровном месте, симптомы панического расстройства, насыщенные тяжелые сны, после которых тяжело вернуться в привычный тонус и прочие неприятные спецэффекты… последнее время многие описывают так свои состояния, обозначая их как «нетипичные», «странные», «будто не мои».
Но может ли вообще быть так, что проживаемое чувство не принадлежит нам?..
***
Есть идея, что практически все наши процессы — вовсе не наши, а чужие, интроэцированные: унаследованные, полученные в подарок от родителей, подхваченные где-то мимоходом от случайных встречных, перенятые в близких отношениях по принципу сообщающихся сосудов.
Есть другая идея, противоположная. Про то, что нет никакого чужого, как и нет моего, есть общее пространство, энергетическая сеть, единая нервная система — одна на всех.
Я все больше убеждаюсь, что обе идеи по-своему правдивы, каждая на своем уровне…
Мы действительно постоянно «инфицируемся» внешней средой и контекстом текущей жизни, впитывая и проживая множество тонких эмоциональных слепков самых разных тональностей. А вот определить, что из этого мое/не мое действительно непросто, потому что человек в своей жизни соприкасается одновременно с несколькими измерениями.
Говоря о личности, базовых три.
Самое объемное — пространство социальной (национальной) памяти. Здесь происходит столкновение с исторической хроникой и народным телом боли — накопленным массивом тяжелых, вязких, плотных переживаний. Если говорить о Душе нашей страны, которая была многократно травмирована резкими и неожиданными войнами, насилием, голодом, внезапными трансформациями на уровне политики и власти, перекройками госстроя, разделами территории и многими страшными событиями, оставившими кровавый след — нетрудно представить и ощутить буквально кожей, ЧТО ей пришлось пережить.
Следующее измерение — поле родовой системы. Здесь есть свое тело боли — хранилище психических и эмоциональных повреждений, подавленных, вытесненных, недопрожитых чувств представителей прошлых поколений.
Наконец, есть персональное, индивидуальное пространство памяти, что выступает накопителем личного опыта, переживаний пренатального, детского, юношеского периода, возраста зрелости и т. д.
Все три измерения переплетены, границы между ними размыты, они перетекают из одного в другое, и их влияние человеком не осознается, за редким исключением. В них, помимо болезненного теневого содержимого, есть много чистого, светлого, сильного и красивого, с чем мы тоже соприкасаемся время от времени.
Здесь интересно другое. Любая система периодически проходит через процесс разгерметизации — естественное циклическое открытие шлюзов для разрядки и выброса накопленного напряжения.
Именно такая глобальная, коллективная разгерметизация идет сейчас на всех уровнях, во всех родах и социальных системах. В том или ином объеме, происходит подъем травматики и канализация, то есть высвобождение болезненного прошлого.
Как происходит канализация? Через каналы, которыми служат люди… у системы нет иного способа, кроме как выпускать разгерметезированную боль через тела своих членов. Только так она может балансироваться и исцеляться…
Они — ее проводники, служители пространства в разных его слоях, обеспечивающие… клининг, если простыми словами.
Сейчас активно поднимаются и запускаются в проживание разнообразные «хвосты» прошлого — личного, семейного и народного, коллективного. Они могут проявляться в бытийной реальности через сны, мысли, видения, образы и телесные ощущения. Это на индивидуальном уровне. А на групповом… это конфликты, противоречия, пробуждение тяжелых чувств к родным, ссоры, разводы, столкновения не только пар, но целых родов, стоящих за ними…
Так, по сути, происходит переработка. Что-то уходит за минуты, иное требует времени и более длительного переваривания, тогда тяжелые интенсивные процессы могут идти месяцы и годы.
Порой поток разгерметизированного материала настолько мощный и резонансный, что бетонируется в теле и происходит слияние — все сложнее определить то самое мое/не мое. Да и не важно это, когда тебя буквально захлестывает волнами, когда сшибает с ног, когда каждая клетка организма страдает от невыносимой тяжести, когда сознание оказывается замкнутым в плотном вязком коконе…
Вот некоторые симптомы.
— с головой накрывает ощущение, что все плохо, жизнь рушится, жить не хочется (при этом внешняя картинка может быть вполне благополучной) — хочется плакать, укрыться, спрятаться, не выходить из дома, и чтобы кто-то пришел и взял на ручки, состояние тотальной беспомощности, тонкокожести, беззащитности и растерянности — чувство замкнутости, отсутствия выбора, безысходности — соединение с состоянием настолько сильное, склейка настолько плотная, что сознание затапливается и верит, будто Я И ЕСТЬ ЭТО СОСТОЯНИЕ — эта боль, это страдание, эта гнетущая тяжесть, эта тревога… все это и есть я — ощущение себя будто пол слоем плотной парниковой пленки, в которой тесно дышится — могут быть скачки температуры и жара будто бы на ровном месте в течение дня, что является индикатором процесса сгорания и переработки, поэтому сбивать температуру в таких случаях крайне нежелательно — приступы панических атак, истерик, психозов случаются у здоровых людей (!), кто ранее никогда с подобным не сталкивался.
Важно понимать, что это с точки зрения именно психологии и психиатрии маркируется как психоз/истерика/паническое расстройство. На деле — это разовые реакции организма на вторжение, захват и отождествление с входящим потоком.
Что делать? Учиться выдерживать эти состояния. Адаптироваться и выстаивать. Выдерживать — значит расширять объемы внутренней емкости, энергетического вместилища, чтобы поток проходил свободно через тело, как сквозь полую трубу. Вопрос состояния тела и его проводимости встает как никогда остро.
Подобных процессов ввиду соединения многих слоев и измерений в одно большое месиво будет немало. Но они временны и проходимы. Не остается ничего другого, кроме как
Изучать их, исследовать, спускаться в их истоки, самые корневые точки…
И наоборот, не искать никаких причинно-следственных нитей, а спокойно давать им место внутри себя, не выстраивая ни стен, ни плотин, ни баррикад…
Наблюдать любые свои состояния — просто созерцать их, как волны и всплески на водной глади, или облака, проплывающие на бескрайнем небе…
Говорить ДА каждому своему неудобному, некрасивому (на первый взгляд) чувству. Да — значит «я тебя вижу, я тебя ощущаю, я тебя признаю, я даю тебе пространство для движения».
Но и останавливать в нужный момент любое острое чувство, отделять себя от него, чтобы не проваливаться — «я тебя вижу, но выбираю не присоединяться к тебе сейчас».
Порой нужно буквально выдергивать себя из лап некоторых особо тяжелых состояний разрушительного смертоносного спектра ясным твердым и озвученным вслух или про себя намерением «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ». Выбираю жизнь каждой клеткой моего существа, выбираю жизнь самой сердцевиной моей сути. Выбираю жизнь во всех временах и пространствах. Выбираю жизнь сегодня и завтра.
***
Заметила, что многих (в том числе очень далеких от психологии и саморазвития) людей именно столкновение с такими сложными «будто-не-моими» состояниями сподвигло исследовать историю своего рождения и семьи, составлять генограмму, поднимать хронологию событий и травм рода, а следом межродовых сплетений…
Многие почувствовали глубокую причастность к истории страны и общеглобальным процессам, направляя свое внимание в вопросы мировой экологии, политики, экономики, и дальше, глубже, в пространство судьбы человечества…
P. S. Есть отдельная категория людей, кто на постоянной основе своим присутствием канализирует коллективную боль, натурально абсорбируя ее из поля и перемалывая своей сутью. Сейчас таких людей все больше. Во многих эта способность была активирована в прошлом году, кто-то включится в этом.
P. P. S. Помимо трех озвученных измерений, с которыми соприкасается личность человека, есть и другие — надличностного плана. Там похожая динамика.